Установка и демонтаж подшипников

  1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА УСТАНОВКИ И ДЕМОНТАЖА ПОДШИПНИКОВ
  2. ИНСТРУМЕНТ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ УСТАНОВКИ И ДЕМОНТАЖА ПОДШИПНИКОВ
  3. ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВКИ И ДЕМОНТАЖА ПОДШИПНИКОВ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ

ОБЩИЕ ПРАВИЛА УСТАНОВКИ И ДЕМОНТАЖА ПОДШИПНИКОВ

  • Знание дела и профессионализм персонала
  • Работы по установке подшипников должны выполнятся вдали от машин, производящих металлическую стружку и отработанное масло со сттружкой
  • Обеспечение необходимым инструменто, приспособлениями и материалами
  • Наличие и соблюдение инструкций, чертежей и технологий
  • Проверка точности размеров и форм всех деталей, сопряженных с подшипниками
  • Детали подшипникового узла должны быть тщательно очищены
  • Заводскую упаковку подшипников необходимо снимать непостедственно перед их установкой в узел
  • При необходимости подшипники промыть в соответствующем растворе и тщательно просушить (расконсервировать)
  • Хранение подшипников посл расконсервации без защиты от коррозии более двух часов не допускается
  • Перед установкой посадочные поверхности подшипника, вала и корпуса должны быть смазаны тонким слоем смазочного материала
  • При установке и демонтаже детали подшипника не должны подвергаться прямым ударам
  • Категорически запрещается проводить установку или демонтаж с предачей солы с одного кольца подшипника на другое через тела качения

ИНСТРУМЕНТ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ УСТАНОВКИ И ДЕМОНТАЖА ПОДШИПНИКОВ

В основном используются для установки и демонтажа небольших подшипников. Применять их надо с осторожностью, чтобы не повредить подшипники, валы и другие детали.

Механические инструменты:

  • Монтажный комплект для подшипников с диаметром отверстия от 10 до 50мм.
  • Комплект инструментов для демонтажа радиальных однорядных шариковых  подшипников.
  • Набор ключей для гаек типа КМ.
  • Самоустанавливающиеся съемные инструменты

Комплекты состоят из различного рода втулок, стаканов, выколоток из мягкого металла, молотков для соответствующих диаметров отверстий подшипников, обеспечивающих установку и демонтаж подшипников без разрушения деталей.

Накидные и ударные  гаечные ключи специально предназначены для затяжки и ослабления гаек типа КМ, входящих в комплект закрепительных и стяжных втулок.

  • Накидные ключи для установки и демонтажа подшипников с закрепительными или стяжными втулками, имеющими диаметр гаек от 22 до 248мм.
  • Ударные ключи имеют специальную ударную поверхность для максимальной передачи силы удара на гайку. Рассчитаны на диаметр гайки в пределах от 150 до 950мм.

Самоустанавливающиеся съемные инструменты предназначены для демрнтажа крупных подшипников. Съемники бывают различной конструкции: винтовой, с демонтажными кольцами, с демонтажными полукольцами, трехтяговыми винтовыми.

Гидравлические инструменты:

  • Гидрораспор. Применяется для установки крупногабаритных тяжело нагруженных подшипников (с диаметром отверстия более 300мм). С помощью него создается тонкая масляная пленка (0,02 ...0,03мм) между посадочными поверхностями под давлением, превышающим нормальное более чем в 2...3 раза. В результате сила напрессовки на коническую шейку авла резко снижается. Также легко происходит демонтаж . Примненяется для подшипников с коническим отверстием.
  • Гидравлическая гайка.  Применяется для установки и демонтажа подшипников среднего и большого размеров с коническим отверстием. Состоит из двух основных частей : стального кольца с внутренней резьбой  и кольцевой канавкой на торце и кольцеобразного поршня , вставленного в кольцо. При нагнетании масла а камеру высокого давления сила скоторой поршень выталкивается из кольца , достаточна для установки подшипника или его демонтажа. Входы масляных канавок соединяют два резьбовых отверстия: одно отверстие расположено в боковом торце, другое- на внешней цилиндрической поверхности гайки.

ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВКИ И ДЕМОНТАЖА ПОДШИПНИКОВ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ

  • Установка подшипников  с коническимм отверстиями-при установке подшипников на коническую шейку вала , а также на цилиндрическую с использованием закрепительной или стяжной втулки требуемая прочность соединения достигается напрессовкой внутреннего кольца на вал. При осевом перемещениивнутреннее кольцо расширяется, что приводит к уменьшению зазора. Уменьшение начального радиального зазора  определяют как разность зазоров до монтажа и после монтажа. Радиальный зазор после установки определяют щупами различных размеров; 1) величина затяжки сферического шприкоподшипника должна обеспечить свободное вращение наружного кольца в радиальной плоскости и угловое в осевой; 2)При монтаже небольших подшипников зазор измеряют осевым смещением, которое при стандартной конусности 1:12 в 15 раз превышает уменьшение радиального зазора, т.е. только 75...85% натяга; 3) При установке подшипников с коническим отверстием необходимо учитывать, что посадочные поверхности смазывались очень тонким слоем смазки, т.к. при более толстом слое в процессе эксплуатации посадка ослабляется. ДЕМОНТАЖ подшипника с коническим отверстием может быть проведен с помощью отжимной или гидравлической гайки или с помощью гайки с усиленными отжимными болтами.
  • Установка игольчатых подшипников. Игольчатые подшипники устанавливают, используя вспомогательную втулку, валик или оправку. Впевом случае кольцо вместо вала вставляют во вспомогательную втулку , наружный диаметр которой на 0,2...0,3мм меньше диаметра вала. Передвигая вал в рабочее положение, постепенно выталкивают вспомогательную втулку. Игольчатые подшипники со штампованным кольцом следует устанавливать в корпус с помощью пресса. Для обеспечения точного положения подшипника в расточке корпуса пуансон пресса снабжен  фиксирующим  упором.
  • Установка крупногабаритных подшипников или подшипников с большим натягом. Обычно невозможно установить подшипники больших размеров в холодном состоянии, т.к. сила, необходимая для утановки, значительно превосходит их грузоподъемность. Поэтому подшипники, внетренние кольца и корпуса перед установкой нагреваются. Необходимая разница между кольцом подшипника и валом или корпусом зависит от натяга при посадке и диаметре помадочного кольца подшипника. Запрещается нагревать подшипники свыше 125оС, т.к в противном случае происходит изменение структуры материала подшипника. Запрещается нагревать подшипники с защитными шайбами и уплотнениями, т.к. они заполнены защитной смазкой. Равномерный нагрев деталей достигается применением нагревательных печей, масляных ванн, электроподогревателей индукционного типа и нагревательных колец. Для подшипников с дмаметром отверстия до 400мм используют нагревательные кольца, которые изготовлены из цветного металла, с ручками и прорезями. Внутренний диаметр его равен диаметру дорожки качения внутреннего кольца. Термокольцо устанавливается на внутреннее кольцо подшипника. Применяется в основном для установки и демонтажа внутренних колец цилиндрических роликоподшипников.
  • Ходовые испытания. После установки подшипника , введения в узел смазочного материала, предусмотренного инструкцией, и балансировки проводятся ходовые испытания, при которых проверяется шумность хода и рабочая температура подшипника.  Ходовые испытания должны выполняться при частичной нагрузке и низкой частоте вращения. Шум при вращении подшипника можно прослушать через деревянную палочку, отвертку, а лучше с помощью стетоскопа. Правильно установленные и хорошо смазанные подшипники при работе создают ровный, ясный, равномерный шум.

       Резкий шум свидетельствует неправильном монтаже, перекосе, повреждении от применения ударного инструмента.

       Неравномерный шум-попадание постороних частиц в подшипник

       Свист, скрежет- недостаточная смазка

       Шум металлического характера- недостаточный зазор в подшипнике

   Рабочая температура подшипникового узла -комплексный показатель качества установки подшипника и его регулировки.

Температура не должна превышать 80оС. Причины повышения температуры: малый зазор или чрезмерно большой натяг, недостаток смазочного материала, увеличенный момент трения вследствие взаимного перекоса колец, некачественное изготовление сопряжных деталей идр.